Домашнее задание. Введение палочек.
Цель данного упражнения – ввести в работу счетные палочки. У ребенка должно сформироваться и запечатлеться понимание того, что счетные палочки являют собой замену, символ предметов.
В качестве образца того, как должен производиться пересчет – посмотрите видео. В упражнении используются понятия «прямой и обратный пересчет», «ряд», «справа налево», «назад», «слева направо», «вперед», «в обратном направлении», «больше», «меньше», «пусто», количественные и порядковые числительные.
Перед началом упражнения подготовьте:
· Поле для однозначных чисел;
· Мелкие однотипные объекты для пересчета;
· Счетные палочки;
· Карточки со стрелками «М-меньше» и «Б-больше».
Инструкция для ребенка звучит примерно так:
«У нас есть предметы (вертолётики, пуговицы, конфетки). Мы их будем пересчитывать ПРЯМЫМ и ОБРАТНЫМ счетом и использовать при этом счетные палочки. Каждая счетная палочка — это ОДНА ЕДИНИЧКА. ОДНА палочка соответствует всегда ОДНОМУ отдельному предмету. Ряд будем строить СЛЕВА НАПРАВО и двигаться по ряду ВПЕРЕД»
Начинаем упражнение.Вслух рассуждаем следующим образом:
«В этой клеточке ничего нет, пусто (показываем на первую, клетку). Поэтому, в соответствующую мы не устанавливаем единички.
В следующую клетку ставлю один предмет (вертолетик, пуговиицу ...).
В нижний ряд, под предмет (вертолетик, пуговиицу ...), ставлю соответствующую единичку. Палочки ставлю один к одному. ОДИН предмет - ОДНА единичка, ПЕРВЫЙ предмет - ПЕРВАЯ палочка.
В следующую клетку ставлю еще один предмет и в соответствии ставлю еще одну единичку. Первый, ВТОРОЙ, ВТОРОЙ предмет - ВТОРАЯ палочка.В следующую клеточку ставлю еще один предмет и в соответствие еще одну единичку.
Первый, второй, ТРЕТИЙ, ТРЕТИЙ предмет и ТРЕТЬЯ палочка. Предметов у нас становится, когда мы движемся ВПЕРЕД по ряду все БОЛЬШЕ и больше, и соответственно количество единичек увеличивается.»
Таким образом выстраиваем предметы и палочки до конца ряда. Приступаем к обратному пересчету. Инструкция для ребенка:«Для ОБРАТНОГО счета предметы из ряда нам надо убирать. Будем двигаться СПРАВА НАЛЕВО, то есть в ОБРАТНОМ направлении.».
Ребенок вслух говорит примерно следующее:
«Первый, второй, третий, .... десятый. Десятый вертолет улетел и на соответствующую единичку остается МЕНЬШЕ.
Первый, второй, ..... девятый вертолет улетел и на соответствующую единичку остается МЕНЬШЕ.
Первый вертолет улетел и на соответствующую единичку ничего не осталось. Пусто.
Пересчитвывает единички. Первая единичка, вторая единичка, третья ... десятая единичка. Один, два, три... десять.. В прямом порядке количество единиц увеличивалось по одной.Пересчитывает в обратном порядке.Десятая, девятая, .... первая. Десять, девять, ... два, один. В обратном порядке количество единиц уменьшалось по одной и теперь у нас в ряду стало пусто.
Задание выполнено».
На этапе тренировки можно использовать наводящие вопросы - их найдете в приложенном файле.