Проект «Преодолевая барьеры», направленный на помощь приемным детям, испытывающим трудности в овладении школьной образовательной программой, стартовал в августе 2020 года и был реализован при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» на протяжении 11 месяцев. Участниками проекта стали семьи с приемными детьми 5-14 лет, имеющими трудности в обучении, обучающимися в массовых школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Служба сопровождения Благотворительного фонда «Дети ждут» работает с замещающими семьями с 2014 года. Большое количество обращений приемных родителей к специалистам Службы сопровождения связано именно с трудностями в обучении и образовании приемных детей. Трудности с обучением и связанные с этим проблемы с педагогами и образовательными учреждениями приводят к стрессовым и кризисным ситуациям в семье, и, в крайних ситуациях, – к возврату приемных детей в сиротские учреждения. |
Наличие таких проблем с обучением и поведением детей в школе, и отсутствие понимания, как их решать, приводят к стигматизации всех приемных детей в целом, к снижению веры замещающих родителей в них и в себя как в звено поддержки, к дезадаптации родителей, появлению в семьях проблем, вызванных неуспешностью детей. В рамках проекта «Преодолевая барьеры» родители 225 детей, имеющих различные трудности в обучении, приняли участие в анкетировании. Была собрана информация о том спектре проблем в обучении, которые испытывают дети из замещающих семей, выделена группа для проведения скрининговой и индивидуальной диагностик. У 125 детей - участников проекта, с помощью пакета методик междисциплинарной командой психологов, нейропсихологов, дефектологов, коррекционных педагогов осуществлялась комплексная диагностика причин трудностей в обучении, выявлялись пробелы в знаниях. Для 82 детей, участников коррекционного этапа проекта, были созданы и реализованы индивидуальные программы преодоления познавательных барьеров, нейропсихологической коррекции, восполнения пробелов в знаниях.
|
Опыт работы над проектом был обобщен в изданной методической брошюре «Барьеры, препятствующие обучению детей с сиротским прошлым, и пути их преодоления» Рекомендации для специалистов и приемных родителей по итогам проекта «Преодолевая барьеры», реализованного в 2020-21 гг. Использованные нами диагностические и коррекционные методики могут быть полезны в работе специалистам организаций, работающих с замещающими семьями, а также педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного и начального школьного образования, замещающим родителям. |