Шаг 3. Упражнение "Сборка алгоритма".
Методические рекомендации.
Здравствуйте уважаемые слушатели курсов орфографического чтения. Мы с вами дошли до некоторого итогового этапа- который будет посвящен общей сборки , общего целостного алгоритма для тренировки орфографического чтения.
Мы сейчас прокачали с вами от тренировали все отдельные этапы работы, каждый в отдельности прием, каждый в отдельности шаг, который сейчас у нас должен быть оформлен в единую цепочку рациональных действий. Это будет все в определенном визуальном виде оформлено визуальной форме ,но все необходимые ресурсы, благодаря предыдущей работе, мы уже на сегодняшний день имеем. Сегодня мы с вами этот порядок выстроим в логическую визуально обработанную цепочку. Что это будет из себя представлять? Мы выстроим полноценный «рабочий лист», который рассчитан на применение всех форматов работы и при этом он рассчитан на единовременно организованное занятие, то есть объем работы и определенный тайминг. То есть время работы для выполнения, здесь определенным образом будет нами корректироваться, но вся цепочка всех ракурсов и фокусов нашего внимания будут уже визуализированы ребенком как только он посмотрит на свой так называемый «рабочий лист». Информацию к этим рабочим листами мы вам предлагаем брать из специальных, удачно выстроенных пособий: авторов Узоровой и Нефедовой. Перед вами вся линейка тех сборников которыми есть смысл пользоваться для того чтобы у нас был текстовый материал для работы по алгоритму. Это сборники диктантов разного уровня сложности, но я хочу чтобы вы сейчас обратили особое внимание на пару сборников, которые именно как двух сборники и задумывались авторами. Посмотрите пожалуйста, две книжки для 1-2 класса: «Подготовка к контрольным диктантам» и сами тексты «Контрольных диктантов». Точно также мы имеем два сборника с текстами и грамматическим материалом для 3 класса и 4 класса. Чтобы сейчас показать вам именно базовый уровень грамматического материала, я взяла для своей работы вот этот дуэт книжек, а именно материалы для 1 -2 класса.
Книжки устроено очень удачно- материал грамматически расположен по тем темам которые изучаются в соответствии с классом обучения. Не в наших интересах необоснованно опережать и брать повышенной сложности диктанты, хотя они тоже есть! Просто к ним нет в комплекте книжки с подготовкой! Именно поэтому, я сейчас ваше внимание и направляю в сторону этих двух томов, которые я объединила общее маркировкой. И еще на что обратить внимание в этих книжечках. В одной книги контрольные диктанты: текст идет сплошняком, то есть абсолютно сплошное, без всяких изысков привычные для чтения как мы видим в любой книге, а вот подготовка к контрольным диктантам: там будет у нас текст с пропусками для вариативного выбора технологии работы с которыми мы с вами уже знакомы.
Итак. Как выглядит оформленная в цепочку рабочее пространство для ребенка? Вот перед вами один из вариантов, сделанный конкретно мною на базе тех сборников о которых мы сейчас говорили для 1-2 класса и сборника контрольных диктантов. Мною взят достаточно маленький текст «Дети» и он выстроен здесь в первом формате, так как он идет по тексту, предложения следуют друг за другом. Обязательно обращайте внимание на то, сколько слов в рабочем тексте! Это будет потом вами учтено когда вы будете дозировать нагрузку для ребенка. То есть не только сложность текста для нас важна. Здесь всего 14 слов- это рабочий лист для начинающего ученика, который знаком со всеми форматами работы по отдельному упражнению, в данном случае текст первой части мною выделен- это текст для смысловой работа, то есть для активного слушания со всеми атрибутами того упражнения, которые мы уже с вами освоили.
Посмотрите пожалуйста следующий вариант текста, текст № 2 на этом листочке, уже выстроен определенным образом, несколько отлично от первозданного вида. Все составляющие этого текста предложения расположены не друг за другом как в обычном тексте, а друг под другом для того чтобы было удобно видеть границы предложений и удобно работать с разметкой предложений.
Далее у нас тот же самый текст, он занесен в определенную табличку, помимо того что из всех предложений, вы видите здесь, убраны у нас пробелы и вы знаете что формат работы в данном упражнении как раз таки сфокусирован на том чтобы ребенок совместил понимание оперативное читаемого слова и установил по уходу своего чтения границу окончания слова и начала следующего слова. Но здесь еще важно, что мы рекомендуем, занести этот текст в табличку на отдельные строчки. Почему мы это делаем? Это дает возможность ребенку дополнительной ориентировки в пространстве, чаще всего нашим детям это правда помогает. Если мы потом заметим, где когда уже опытный наш пользователь, если мы увидим что уже никакой сложности в разметке, в том чтобы восстанавливающие столбики здесь не мешали ребенку не составляли помех- мы можем убрать и нанесенные здесь специально в табличной форме строчки. Но на первое время, первого материала, 1-2 класса- я рекомендую вам в этом формате оставлять строчки.
Ну и последний формат, тоже хорошо знаком- с окошками вариативного выбора, то есть четвертый формат работы, он тоже расположен здесь. Согласно логике сверху вниз он четвертый, результирующий, достаточно сложный, где ребенок либо, как мы с вами уже говорили, с возможностью смотреть на образец , либо если мы с вами во время занятия сможем сделать перегиб нашего листа в том месте где остается только последний текст вариативными окошками выбора, у ребенка либо упрощается либо осложняется его задача. Если мы даем ему пользоваться возможностью пользования образцом- то лист полностью развернут, а если все таки мы хотим чтобы ребенок работал абсолютно самостоятельно с учетом того что он уже несколько раз этот текст в разных форматах обработал- то значит мы просто загибаем и остается у нас в доступе только последний вот отрезочек с последним текстом вариативного выбора. Но мы учим ребенка пользоваться образцом и на этапе контроля, поэтому после того как мы отвернём обратно листочек- ребенок будет иметь возможность проверить себя, то есть у него будет образец перед глазами и выполнить так называемую проверку-сверкой.
Итак ,уважаемые слушатели участники курса, перед вами сейчас не что иное, как полноценный рабочий лист. Текст контрольного диктанта здесь в четырех разных форматах работы, у каждого формата работы своя задача, свой фокус внимания. Вместе эта алгоритмичная логика, дает достаточно стойкий ,близкий к стопроцентному, результат запечатывания грамматической форме слов, тех которые в текстовой информации заложен. С одним и тем же листом ребенок потом может возвращаться и работать, если вы его распечатаете в двух экземплярах через какое то время, но отдельный лист- он предназначен для одного занятия: как только ребенок сел за стол ,получил лист задания, прошел по всем форматам работы с разной степенью успешности ,не все будет конечно получаться ,но он должен дойти от первого до последнего, во всей полноте реализовать алгоритмическую цепочку. Каждое в отдельности упражнение мы уже имели возможность от режиссировать и от тренировать. Теперь мы тренируем полноценную цепочку, где потребуется возможность ребенка переключаться с одного формата работы на другой. Но только при полноценном воспроизведение этой всей цепи алгоритмического действа, алгоритмической технологической линейки, только это нам позволит при ежедневной тренировки, в следующем упражнении, мы с вами будем говорить о ,так называемой- рутинизации действий: Как в повседневной жизни организовать вот эту работу? Как она должна выглядеть? Как дозировать объем? Но все эти объемы: по дозе количества слов и по времени исполнения- все они должны быть обозримо представлены на одном рабочем листе.
По теме можно изучить следующие материалы:
Видеоурок, конспект видеоурока и презентацию.
Можно почитать соответствующие главы учебника (взять сам учебник или воспользоваться прикрепленным файлом со страницами учебника).
Учебник: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Инфоматика, 8 класс.