Шаг 2. Изучение согласных.
Методические рекомендации.
На первом шаге ребенок четко усвоил базовые гласные буквы с точки зрения их графического образа и с точки зрения их артикуляционного механизма. По такому же принципу будут изучаться согласные буквы.
Начинать чтение с того, чтобы сразу начинать читать какой-либо слог, в нашем случае склад, или слово – нецелесообразно. Обязательно ребенок должен обладать знанием того, как выглядят согласные буквы,
как они правильно артикулируются, различать твердую и мягкую вариации согласной.
Из всего набора кубиков мы будем работать со всеми кубиками, относящимся к согласным буквам.
Изучение согласных букв по свой технологической сути будет повторять изучение гласных: изучаем графический образ буквы, устанавливаем и повторяем унифицированный порядок начертания буквы, осваиваем артикуляцию, совмещаем графический образ и артикуляцию.
Имеет смысл все согласные разделить на несколько групп, по 2-3-4 буквы и постепенно их осваивать.
Для начала изучаем согласные, которые в озвучивании хоть сколько-нибудь «длятся» - Л, С, М, В, Ф.
Согласные буквы изучаем сразу в двух вариациях – в твердой и в мягкой, поэтому для изучения одной буквы сразу берем 2 кубика – большой и маленький. Работаем только с той стороной кубика, на которой есть согласная буква без гласной – на больших кубиках это будет, например, Л,В,С,Ф, а на маленьких – ль, вь, сь, фь.
Цветовая маркировка ни самих кубиков, ни букв не имеет значения.
Если в процессе работы над артикуляцией согласных, вы заметите, что какие-то буквы артикулируются ребенком неверно, или вовсе он не может их озвучить – это повод обратиться к логопеду за помощью в постановке звукопроизношения.
На этапе изучения согласных букв мы вводим понятие «дирижирование» - движение, обозначающее согласную. Это так называемая «кнопочка» для согласных в твердой вариации и «двойная кнопочка» для согласных в мягкой вариации.
В результате шага мы придем к четкому воспроизведению всех согласных нашего алфавита При этом нам нужно не только качество, нам нужен определённый темп, то есть скорость воспроизведения. Для отработки скорости будет отдельное упражнение с метрономом.
Важно не торопиться перходить от буквы к букве, необходимо предоставить возможность ребенку делать упражнение столько раз, сколько ему необходимо для надежного освоения всех аспектов буквы (группы букв) – графического узнавание, озвучивания и дирижирования.
Упражнения для изучения графического образа согласных (те же, что и для изучения гласных):
1. Прописи печатных букв. В качестве прописей печатных букв можно использовать любое доступное пособие. Желательно, чтобы в пособии были не только сами печатные буквы, но и их элементы, а также алгоритм - т.е. очередность и направление их начертания. Хорошо, если есть печатные буквы в различных шрифторых исполнениях, чтобы ребенок понимал, что с одной стороны, одна и та же буква может иметь немного разный вид, но с другой стороны у нее всегда есть обязательные элементы.
Пропись для печатных букв также можно изготовить самостоятельно, с помощью простого текстового редактора задав разный размер, разный шрифт, бледный цвет для тех букв, которые надо будет обводить. В этом случае нужно будет очередность начертания элементов буквы помечать номерами, а направление движения руки при начертании – стрелочкой.
2. Игра «По дороге». Глазами изучать графический образ буквы можно не только сидя за столом. Изучаемые буквы можно искать в надписях, пока едете в маршруте, выбираете продукты в магазине, рассматривая вывески в учреждении. Тут важно соблюдать правило: мы не стимулируем ребенка прочитать слово, даже если и порывается это сделать, мы говорим: «Найди букву Л», или «Какая буква есть вот на этой вывеске – мы ее вчера с тобой изучали».
3. Игры «Разнобуквие» . Буквы можно лепить из пластилина, глины или теста. Буквы можно складывать из зубочисток, счетных палочек, спагетти. Буквы можно чертить на песке, снеге. Буквы можно рисовать на спине друг друга и угадывать. Не говоря уже о том, что буквы можно просто рисовать карандашами, фломастерами, красками или вырезать из бумаги. Тут важно следующее правило: чтобы мы не делали, из какого бы материала мы не создавали букву - порядок начертания элементов буквы не нарушаем.
4. Игра «Шифровка» или «Угадайка» или «Вспоминайка». Вы рассказываете словами ребенку, как выглядит буква, как ее будете писать, соблюдая очередность и направление начертания ее элементов. Например: «Эта буква состоит из трех частей. Сначала рисую (пишу) правую ногу, потом левую. Ноги у этой буквы широко расставлены». Потом просите ребенка рассказать, как он напишет (нарисует) какую-нибудь букву, а вы угадываете. Мысленно выполнять движения «как будто пишу», или «как будто рисую» очень полезно, тренируют навык ничуть не меньше, нежели само движение.
5. Игра «Фантазия». Придумывайте метафоры, сравнивайте, олицетворяйте! Сочиняйте истории и сказки «Из жизни букв».
6. Игра "Превращения". Изученных букв у нас у нас много, можно поиграть, как одна буква превращается в другую. В этой игре можно использовать и гласный буквы. "Что произошло с А, что она превратилась в Л? Где А потеряла свою перекладину?". "В какие буквы может превратьты Г?" (В П, в Т, в Р).