Школьные проблемы у приемных детей. Барьеры на пути к образованию и пути их преодоления


Экскурс в историю. Советская школа. 

Родители, современных подростков, родившиеся до начала 80-х годов и бывшие школьниками в советское время, с ностальгией вспоминают школьные учебники тех лет, отношения с учителями, содержание уроков; отмечают, что основные знания по предметам были не только у сильных учеников, но и у троечников. 

Высокие рейтинги советского образования подтверждены различными международными исследованиями.  В чем же была причина успешности?
   
Советское образование, перенявшее все лучшее от русской классической школы конца 19 - начала 20 века, базировалось на трех основных «китах»: 

  • энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов;
  • наличие мощного стимула у детей к учебе, традиционно основанного в России на патернализме, то есть системе представлений и социальных практик, построенных на традициях отношений «отцов» и «детей»;
  • уважение к труду учителя и школе в целом, передававшееся из поколения в поколение. Стержнем качественного образования были педагогические технологии качественного обу­чения, главным критерием которых было сознательное усвоение школьниками получаемых знаний.  
 Пробемы1.jpg

Все школьное обучение строилось на принципе понимания. 
Этот принцип  учитывался при разработке программ, содержания учебников — которые и сейчас являются шедеврами педагогической науки — и дидактических средств обучения.  Этот принцип  сочетался с такими фундаментальными принципами педагогики как системность, предметность, постепенность, необходимость и достаточность, а также принципом учета возрастных особенностей учащихся на всех этапах школьного образования. 

В 40- е годы был сформулирован основной принцип педагогики – «Усвоение самых сложных учебных тем должно быть доступно и понятно всем ученикам».                                                                                              

Советская школа формировала у своих учеников научную картину мира — это важный принцип систематизации знаний об окружающей действительности. Он формирует мировоззренческую целостность и структурирует представление о мире как о единой сложной системе, которая изучается разными отраслями научного познания и существует как сложная структура мира — физическая, биологическая, геологическая и так далее. В процессе естественно-научного познания окружающей действительности в сознании школьников закреплялись знания, умения, навыки.

 Проблемы2.png

В 1959 году Исследовательская Служба Конгресса США подготовила для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР». В этом докладе отмечалось: «Когда Советский Союз был образован, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена… Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории…»

В советской школе была выстроена система качественных бесплатных внешкольных занятий; учителя-предметники дополнительно после уроков занимались с учениками, не усвоившими материал, пропустившими уроки из-за болезни; была развита система шефства – сильные ученики помогали слабым.

После распада СССР на смену советскому образованию пришел микс из западных идей и непродуманных новаций, из-за чего и произошел целый ряд изменений, негативно повлиявших на качество обучения и образования.



Проблемы современной школы. 

Советская идеология ушла в прошлое, но на ее смену не пришла новая, основанная на общечеловеческих ценностях и морали: нет идей, объединяющих детей, на смену октябрятам, пионерам и комсомольцам пришли эгоцентристы, главной целью которых является зарабатывание денег и «жизнь для себя»;

  •      школа утратила воспитательную функцию;
  •      учитель практически утратил влияние на учеников, он не защищен законом от наглости и хулиганства, от давления родителей;
  •      программы претерпели сильные изменения, стали более ограниченными и при этом язык и формат изложения материала стал менее понятным;
  •      система контроля знаний находится на недостаточном уровне и не всегда объективна;
  •      практически отсутствует профессиональная ориентация подростков;
  •      произошло расслоение детского общества на «богатых и бедных», внешняя атрибутика и владение электронными гаджетами, а не личные качества формируют лидеров;
  •      качественные дополнительные занятия – спорт, музыка, иностранные языки, занятия творчеством – в большинстве своем платные и не доступны детям из семей, со скромным достатком.
Вся ответственность за воспитание ребенка, за усвоение ребенком школьной программы возложена на родителей. Возникает серьезная проблема, связанная с тем, что не все родители могут служить достойным примером, имеют достаточно времени на воспитание, знают, как это делать правильно. Порой главными «воспитателями» детей школьного возраста становятся Интернет и улица.

Программы школьного обучения усложняются с каждым годом, к детям предъявляются все более высокие требования, при этот, следуя регламентирующих деятельность документов, школа лишь предоставляет образовательные услуги.

 Проблемы3.png  Раз в три года, вот уже 20 лет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит тестирование школьников по всему миру. Проект называется — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA).

У пятнадцатилетних учеников проверяют знание математики, естественных наук и умение воспринимать тексты и работать с ними (то есть читать осмысленно).

Наши школьники не входят в первую двадцатку ни по одной дисциплине. Если посчитать среднее арифметическое за все годы, то они занимают 31,6 места по математике, 32-е по естественным наукам и 34,8 по читательской грамотности. 

   Оценка по модели PISA. Динамика результатов 2019-2020 гг.

Кризис системы образования обостряется, весной 2022 года на уровне Правительства РФ было принято решение «об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга», в очередной раз начинается реформирование системы школьного образования, реально находящегося в критическом состоянии.

В 48% школ России не хватает педагогов: в большом дефиците учителя математики, иностранного, русского языков и литературы. Недостаточен уровень знаний и профессиональных компетенций у большого количества педагогов.  В 2018 году Рособрнадзор проводил проверку компетентности учителей по всей стране: педагоги должны были выполнить задания из школьной программы. Почти половина участников провалила дисциплины «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», четверть не справились с историей, экономикой, русским и литературой.

В Экспертном докладе "Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики», сделанном в 2018 г, отмечается, что «более 25% российских школьников, заканчивая 9-й класс, не обладают минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования.» https://ioe.hse.ru/news/217923426.html

Исходя из данных этого доклада, можно сделать вывод, что каждый четвертый девятиклассник был неуспешен в школьном обучении. В пособии для педагогов «Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления», изданном в 2021 году (авторы М.Г.Харитонов,И.П. Иванова, Т. В. Романова, О. В. Чернова), школьная неуспешность определена как «нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость». 

В этом же пособии дается характеристика общих особенностей детей с пониженной обучаемостью:

- любой вид психической деятельности представляет для этих детей большую трудность при условии, если им нужно проявить активность;

- у детей с пониженной обучаемостью наблюдается несоответствие между уровнем развития интуитивно-практического и словесно-логического мышления, они мыслят либо в отвлеченном, либо в конкретном плане, но осуществить переход из одного плана в другой (конкретизировать абстрактное положение или абстрагировать от конкретного) для них представляет большую трудность;

- недостатки памяти и мышления очень тесно связаны с более общими особенностями «стиля» умственной работы учеников, низким тонусом общей познавательной активности, который обусловливается, в свою очередь, мотивационной сферой этих учащихся.

Нежелание учиться, характерно как для детей из неблагополучных семей, где имеются материальная необеспеченность, алкоголизм родителей, ссоры и конфликты, недостаток любви и заботы, аморальное поведение, так и из семей со средним и хорошим достатком, в которых дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, тепло и забота подменяются материальными благами, присутствуют упущения в воспитании, педагогическая безграмотность родителей.


Школьные трудности у приемных детей

Современные школьные психологи выделяются четыре группы причин учебной неуспеваемости, приводящей к школьной неуспешности:

1) Психологические: недостатки в развитии учебной мотивации; недостаточный уровень развития психических процессов и свойств – познавательных, эмоциональных и волевых; несформированность исполнительских механизмов учебной деятельности; задержка психического развития.   

Особенности функционирования психических процессов у детей с опытом сиротства обычно сложным образом взаимосвязаны с биологическим аспектом истории их развития – с одной стороны, и с эмоциональной зрелостью – с другой. 

Если период раннего построения отношений между ребенком и матерью был нарушен и присутствовала витальная тоска и сильный стресс, а это случается при отказе от ребенка, жизнь ребенка обречена на сложности из-за потери доверия к миру.

В случае, если врожденным чертами темперамента человеку дано много энергии, она тратится не на созидательные механизмы, а на защитные для спасения от того, что индивид считает угрозой.  

Эмоциональный возраст детей с опытом сиротства обычно не соответствует паспортному из-за последствий депривации. При отсутствии у ребенка близкого значимого взрослого не создается условий для формирования безопасной привязанности, знакомство с миром происходит лишь частично. Нарушение привязанности может оказать влияние не только на осознание ребенком себя, но и на способности к эмпатии, вносит свой вклад в задержку всех сфер развития ребенка. Переживая тяжелые психологические травмы, ребенок останавливается в психоэмоциональном развитии. 

Многие дети, пережившие травму сиротства, имеют:
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере, связанные с особенностями внутриутробного развития и формирования нервной системы;
  • психологические и поведенческие особенности, вызванные депривацией, вызывающие коммуникативные трудности как со взрослыми, так и со сверстниками; 
  • базовое недоверию к миру – негативные чувства в ребенке преобладают над позитивными, провоцирую проявление агрессии.

  

2) Биопсихические (физиологические): наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития, состояния здоровья: общая слабость организма; нарушения зрения, слуха, речи; отставание от возрастных норм физического развития; частые и хронические заболевания; низкая работоспособность и быстрое утомление; физическая гиперактивность и дефицит внимания; психиатрические диагнозы.  

На формирование органов и систем организма ребенка и его психологические особенности безусловно оказывает влияние нарушения здоровья матери, вызванные употребления ПАВ (психоактивных веществ). Так как большинство детей, принимаемых в семьи, рождены именно такими матерями, влияние ПАВ, проходящих через плацентарный барьер, на головной мозг и внутренние органы ребенка чревато серьезными проблемами для его здоровья и развития.  

Асоциальный образ жизни матери, ее плохое питание, пренебрежение состоянием здоровья, возможные травмы приводят к недоношенности, недоформированности органов и систем новорожденного.

Из-за пренебрежительного отношения взрослых в асоциальных семьях у болеющих детей возникают осложнения, с которыми в последствие очень тяжело справляться приемным родителям. 

Трудности, связанные с физическим здоровьем ребенка, могут накладывать ограничения на возможности его включения в школьный процесс. Часто болеющие дети находятся в группе риска сразу по нескольким направлениям: в связи с большим количеством пропусков материала, с астенизацией после болезни, со сложностью включения в социальную группу из-за недостаточного социального опыта. 

 

3) Педагогические причины, связанные с качеством образовательных систем, государственных образовательных стандартов, организацией педагогического процесса, методами обучения, педагогическими технологиями, личностью и педагогическим мастерством учителя, характером взаимоотношений между педагогами и обучающимися. Здесь же и перегрузка учеников, отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, приводящее к возникновению пробелов в знаниях школьников; неумение педагогов предотвращать и преодолевать трудности в освоении нового материала; неповторение пройденного; слабость контроля и нетребовательность со стороны учителей; низкий методический уровень уроков; падением авторитета педагога в современном обществе; профессиональное выгорание педагогов. 

В приемных семьях достаточно редко имеет место социально-педагогическая запущенность детей, но порой это может стать барьером в школьном обучении. Родители, берущие в семью ребенка старшего дошкольного или школьного возраста часто морально не готовы к тому, что надо будет наверстывать всю дошкольную программу, которую ребенок не усвоил, так как у него не было достаточно безопасного пространства для обучения и развития. 

В условиях сиротского учреждения формируется учебное взаимодействие педагогов с ребенком, кардинально отличающееся от семейного. Это приводит к тому, что бывший отличник детского дома в семье зачастую с трудом справляется с нагрузкой общей школы. Придя в новое образовательное учреждение, ребенок использует свои стратегии взаимодействия, и эти стратегии могут стать барьером при коммуникации как со сверстниками, так и с учителями. 

Неумение и неготовность школьных педагогов работать с детьми с сиротским опытом, обусловленные незнанием их психоэмоциональных особенностей и социальными стереотипами, провоцируют конфликтные ситуации с ребенком и семьей, снижают и без того низкую школьную мотивацию ребенка. В крайних ситуациях могут спровоцировать  отказ от ребенка.

Неверный выбор приемными родителями образовательного маршрута для приемного ребенка также становится причиной возможной школьной неуспешности.           

Завышенные требования к ребенку приемного родителя, из благих побуждений или личных амбиций отправляющего ребенка учиться в школу, с уровнем требований которой он не в состоянии справиться, также становятся причиной проблем школьной дезадаптации, психологическим срывам, психосоматике, семейным конфликтам. 

 

4) Социальные причины - совокупность негативных факторов, связанных с родительской семьей, социальной микросредой и обществом в целом, с воздействием средств массовых коммуникаций и современной культурой, с нравственным климатом общества и жизненными ценностями молодого поколения.

Дети, чьи родители были лишены родительских прав, часто сталкивались с жестоким обращением, пренебрежением их потребностями. Пренебрежительное отношение персонала интернатных учреждений к воспитанникам, жестокость старших детей по отношению к младшим также могла иметь место в жизни приемного ребенка.

Жестокое обращение нарушает естественный ход развития у ребенка высших психических функций (ВПФ), с помощью которых и происходит обучение и усвоение знаний.

Асоциальные родители, злоупотребляющие ПАВ, начинают наносить вред ребенку с момента его зачатия. Матери не устанавливают связь с ребенком, так как их эмоциональные приоритеты лежат в сфере получения удовольствия или зависимости от веществ, которые они употребляют. Дети этой категории часто рождаются на фоне получаемого матерью удовольствия и это обеспечивает их большим уровнем энергии, которая помогает им выживать. Ребенок для наркозависимой матери не являются приоритетом. Во время беременности зачастую он воспринимается как обуза, что в дальнейшем формирует у ребенка ощущение отверженности и заставляет либо бороться за свое существование всю жизнь, либо опускать руки и быть беспомощными из-за того, что его «не хотели». 

В подобной ситуации могут оказаться дети, рожденные у матерей с недостатками интеллектуального развития, имеющих психические расстройства; молодых матерей в возрасте до 18 лет; матерей, находящиеся в тяжелой кризисной ситуации. У таких детей доверие к миру оказывается подорвано в самом раннем возрасте. Не имея поддержки и понятного удовлетворения своих потребностей, но имея опыт госпитализаций и одиночества, такие дети плохо развиваются физически и эмоционально, так как весь потенциал уходит на борьбу с болезнями и выживание. Часто в таких семьях дети получают недостаточное количества еды, соответствующей их возрасту, плохой уход, что делает их состояние еще тяжелее. 

При построении отношений в социуме приемные дети часто используют «старые» неэффективные модели поведения (регресс, агрессию, подражание, вытеснение), что не дает им занять достойное место как в семейной, так и в школьной системе. 

Не имея основы для построения базового доверия, ребенок, начинает ориентироваться по той ситуации, в которой находится, старясь подражать тому, кто кажется ему сильнее, чтобы не выделяться. Таким образом, у ребенка, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, приобретаются социальные навыки выживания, «взрослое поведение». Особенно это развито у детей, которые проживали в социально опасном окружении, были изъяты из семьи в связи с опасностью для их жизни и здоровья или прожили долгое время в сиротских учреждениях. 

 



Что делать приемному родителю?


Как показывает опыт работы с замещающими семьями Службы сопровождения БФ «Дети ждут», у значительного большинства приемных детей есть серьезные проблемы с получением знаний и образования. Нарушения эмоционально-волевой сферы, психологические и поведенческие особенности вызывают у детей коммуникативные трудности с педагогами и сверстниками, проблемы с усвоением учебной программы и прохождением аттестаций. Проблемы с обучением начинаются уже на этапе дошкольного образования и в начальной школе и прогрессируют год от года.

Для профилактики школьных проблем и предотвращения школьной дезадаптации необходимо начинать оказывать помощь приемным детям задолго до того, как ребенок пойдет в 1 класс. Необходимость разработки комплексной системы помощи для таких детей показывают результаты работы Центра семейной адаптации БФ «Дети ждут».

Для приемных родителей, столкнувшимися со школьными проблемами у детей мы разработали методические материалы и курсы:

Факторы, влияющие на особенности развития детей, лишенных родительского попечения,  и их будущую школьную успешность

Барьеры, препятствующие обучению детей с сиротским  прошлыми пути их преодолення. Рекомендации для специалистов и приемных родителей по итогам проекта «Преодолевая барьеры»

Педагогические курсы для родителей, представленные в разделе КУРСЫ помогут приемным мамам и папам сформировать у детей базовые учебные навыки осмысленного чтения, счета и письма, заполнить пробелы в знаниях, необходимых для освоения школьной программы.






Возврат к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?