Адаптация как процесс
Принцип работы Службы сопровождения приемных семей БФ «Дети ждут», уже более 10 лет помогающей семьям, принявшим на воспитание детей - глубокая и подробная работа специалистов с историей жизни и поиском ресурсов как родителя, так и ребенка.
Важно находить для семьи источники развития и от этого отталкиваться при оказании помощи, применяя вместе с родителем искусство маленьких шагов. Такое взаимодействие помогает уверенно двигаться к пониманию ребенка и развитию с ним партнерских отношений.
![]() |
Это позволяет:
Необходимо осознавать, что ребенок, перенесший психологическую травму, навсегда меняет контекст жизни семьи (условия и уклад) и смысл жизни взрослых, и не стоит строить ожиданий и рассчитывать на то, что когда-то жизнь будет такой же, как до появления приемного ребенка. Главное в процессе привыкания друг к другу — понимать, что эти изменения позволяют развиваться как детям, так и родителям, что появление ребенка ведет к духовному росту всех членов семьи. |
Мария Сафронова. Жмурки. |
Также нужно понимать, что процесс роста может быть не только интересным, но и чувствительным, часто болезненным. На этом пути семью могут ожидать серьезные испытания, поскольку судьба ребенка, пережившего потерю близких, сильно отличается от нашей собственной. Ребенок не имеет ни сил, ни гибких возможностей встроиться в систему, не мешая нам жить привычной жизнью и делать свои дела. Он ее меняет или она меняется сама под грузом боли и травматического опыта, который ребенок в нее приносит.
Смелый родитель принимает эти непростые обстоятельства и развивается вместе с ребенком используя такие ресурсы как:- Интерес к жизни, к ребенку, к себе и желание развиваться.
- Наблюдательность. Наблюдать надо как за своим состоянием, так и за состоянием ребенка и тем, что происходит в настоящем реальном моменте.
- Готовность не бояться оценок со стороны окружающих.
- Уважение к ребенку, к себе и другим людям.
- Умение не торопиться и давать время ребенку на то, чтобы ребенок принимал новизну ситуации. Умение останавливаться и не форсировать события.
- Умение принимать ошибки как опыт и двигаться вперед.
- Умение выражать эмоции и принимать эмоции других без оценок.
- Умение быть понятным и последовательным в своих действиях.
- Умение двигаться от достижений к достижениям.
Но, для того чтобы это произошло, надо создавать и динамично подстраивать это место для эффективного общения. Надо позволить ребенку изучать и использовать ресурсы семьи, развиваться вместе с ребенком через интерес и любовь к жизни.
Имея такой подход, мы реально осознаем, что сроки адаптации точно и единообразно для всех определить невозможно, можно лишь описать сколько времени может понадобиться для осуществления процессов на пути построения отношений. Процесс знакомства. Знакомство ребенка и родителя друг с другом длится примерно 1,5-2 года, в зависимости от тяжести прошлого опыта ребенка, обстоятельств его жизненной истории, личности как родителя, так и ребенка. Процесс формирования привязанности. Время, необходимое для формирования основ для развития привязанности, зависит от прежнего опыта взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми, наличия в окружении постоянного взрослого, заботящего о ребенке. Говорить о начале формирования привязанности и/или нарушениях привязанности, вызванных депривацией, можно к 4-му году проживания ребенка в семье. Осознание ребенком себя как части семьи в семейной системе. После 4 -х лет жизни в приемной семье, при условии того, что ребенок принят таким, какой он есть, со всеми его особенностями, все члены семьи и ребенок начинают формировать совместные семейные ценности. |
![]() |
Петр Лагутин. Блинный день. |
На этом этапе очень важно слушать и слышать мнение ребенка. У ребенка есть интерес к людям, уже ставшим ему близкими, ему хочется доносить до них свое мнение и развиваться также, как развиваются другие члены семьи. Родителям нужно находить время и внимательно слушать ребенка, не перебивая и не стараясь тут же донести до него свое мнение, как истину. Родитель должен быть настроен принять его альтернативное мнение и разговаривать об этом.
Как правило, ребенок повторяет то, что видит и слышит в семье, становится частью единого семейного организма. Если все члены семьи обсуждают, активно транслируют и практически делают то, что является ценностями для семьи, ребенок начинает их разделять и переносит особенности общения в своей семье в социум. Ребенок окончательно формирует доверие к новой семье примерно к 6-7 году жизни в ней.
Адаптация – это процесс чуткого взаимодействия родителя и ребенка Родитель должен быть готов взять на себя ответственность за понимание происходящего и пояснение событий ребенку – таким образом он определяет направление развитие отношений и создает безопасную понятную среду, где взрослый –старший, на которого можно положиться. Такая позиция поможет ребенку научиться строить отношения и поможет найти свое место в семейной системе.
Если обращаться к терминам, то адаптация – это перестройка психики человека под воздействием реальных обстоятельств окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Адаптацией можно назвать, как процесс приспособления (преодоление трудностей, формирование определённых свойств личности), так и его результат. Процесс приспособления затрагивает все аспекты и составляющие личности человека: биологические и физиологические особенности, социальные, духовные и психологические.
Психическая адаптация — перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды (Erikson, 1964).
Социальная адаптация — активное приспособление человека к изменившейся среде, в ходе которого формируются новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими. Адаптация является частью социализации процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общей деятельности.
Самоадаптация — способность человека самостоятельно приспосабливаться к изменившимся жизненным условиям для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.
Статьи и книги на тему адаптации
Более подробно о стилях адаптации читайте в статье Стили адаптации и теория Э.Эриксона
По теме адаптация рекомендуем почитать следующие книги:
Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис
И. В. Шаповаленко. Психология развития и возрастная психология
Г. Соломатина. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье.
Подкасты по теме Адаптация
Лекции – беседы специалиста Службы сопровождения Центра семейной адаптации БФ «Дети ждут» психотерапевта, семейного психолога Татьяны Владимировны Дорофеевой.
Беседа 1. Адаптация приемной семьи как процесс.
Беседа 2. Знакомство с ребенком. Появление ребенка в приемной семье.
Беседа 3. Первый год жизни ребенка в приемной семье.
Беседа 4. Второй год жизни ребенка в приемной семье.
Беседа 5. Третий год жизни ребенка в приемной семье.