Шаг 2. Упражнение "Грамматическая разметка". Методические рекомендации.
Каждое предложение читаем вслух, произнося четко склады в каждом слове и размечаем предложение. Ребенок читает и размечает текст синхронно.
Разметка предложений отличается от разметки слов: во-первых, у нас появляются пробелы между словами, во-вторых, у нас появляются знаки препинания. Пока работаем с одним знаком препинания — с точкой. Чуть позже присоединяться восклицательный и вопросительный знак в конце предложения и промежуточный знак внутри предложения — запятая. Остальные: двоеточие, точка с запятой, кавычки, скобки и т.д., не рассмотраем, к ним вернемся позже, в боле старших класах и более сложных текстах.
Лучше используйте для этой работы простой карандаш. Когда ребенок совершит ошибку — разметку карандашом можн стереть инаписать верно. Это очень важный момент. Рядом должна лежать резинка, чтобы ребенок сразу исправил неточности либо в разметке, либо в структуре. Мы делаем это обязательно: даем ребенку право исправлять ошибки по ходу своего действия. Инструкция ребенку:«Перед тобой текст, предложения расположены так, чтобы тебе было удобно читать и одновременно размечать.
Подготовь свою левую руку, она у нас будет помощницей — пусть она лежит в том месте, где находится рабочая строка.
В тот момент, когда ты подойдешь пробелу, разрыву между словами (одно слово закончилось, следующее начинается), делай легкий удар по поверхности стола, вот так. (Показываем ребенку, как положить руку, как пальцами сделать хлопок по столу).
Когда подойдешь к концу предложения, посмотри внимательно, какой знак стоит. Назови его и обведи в «пузырек».
Важно!При чтении: произносим склады только так, как пишется. Не «гриП», а «гриБ». Это принципиально важно. Ребенок всеми своими сенсорными системами: зрительными, слуховыми, речедвигательными фиксирует грамматическую оболочку слова. Потом это закрепит в его памяти безвариативное написание слова. И если в силу каких-то причин не сумеет найти проверочного слова, не почувствует опасного места для того, чтобы начинать подбирать проверочное слово, не знает, как это сделать и вообще, что нужно сделать чтобы узнать какая буква в конце, наш курс чтения даст ему возможность уже иметь в своем багаже зафиксированную правильную оболочку слова. Ребенок в этих случаях не знает по какому правилу писать, но он точно знает как это должно быть сделано.
При разметке: знаки разметки не сливаются друг с другом; чтение и разметка строго синхронны.
На следующем занятии мы будем разбирать правила дирижирования предложений. Переход к дирижированию будем совершаить при безупречно выполненной работе по чтению и разметке.