Шаг 2. Упражнение "Активное слушание". Методические рекомендации.
Эти сборники устроены как двухтомник. В одном томе все тексты в привычном виде, а во втором томе - тексты с пропусками и вариантами букв, котрые необходимо вставить. Тексты второго тома нам еще понадобятся - немного позже. тивного выбора.
Для того чтобы с тесктом можно было бы полноценно работать грамматически, сначала необходимо удовлетворить потребности нашего мозга в понимании смысла получаемой информации.
Если ребенок читает недостаточно хорошо, если он читает недавно, недостаточно интонирует, читать текст лучше взрослому. Ребенок в это время слушает. Мы даем ребенку следующую инструкцию: «У нас с тобой есть рассказ, текст. Я буду тебе его читать дважды (два раза). Ты меня внимательно слушай и обязательно глазами следи по тексту». Чтобы было удобно взрослому читать, а ребенку слушать, можно либо сесть близко рядом, либо иметь 2 экземпляра текста. Следить за читаемым, произносимым и слышимым – это первый прием активного слушания.
Читать текст необходимо орфоэпически. «Орфографическое чтение» - это прочтение, как пишется, а «орфоэпическое чтение» - это произношение как в обычной речи. Например, слово «гриб» мы будем читать «грип», потому что так и говорим. А по технологии складового чтение произнесем "гриБ". С помощью орфоэпического чтение мы помогаем ребенку сфокусировать внимание на смысле того, что мы читаем.
Во время прочтения в конце предложения необходимо сделать короткую паузу - ребенку нужно некоторое время на осмысление услышенного и увиденного .
Читать необходимо не быстро, но и не слишком медленно, сохраняя естественность. После первого прочтения необходимо коротко обсудить прочитанное. При этом важно не повторять дословно, не пересказывать текст, а скорее порассуждать о чем этот текст.
Перед вторым прочтением говорим следующую инструкцию: "Давай еще раз. Я прочитаю, а ты будешь слушать и следить. Но я, чтобы убедиться, что ты не потерялся во время слушания и следишь за моим чтением, в паре мест замолчу. И там, где я замолчу, попробуй прочитай то слово, на котором я остановился». Необходимо в тексте выбрать несколько слов, которые ребенку надо будет прочесть вместо взрослого.
Если вы увидите, что ребенок смотрит не на текст, а в сторону, или опускает глаза, пытается вспомнить или придумать – дополните инструкцию. «Ничего придумывать не надо, я останавливаюсь только там, где ты глазками следишь за мной. Просто прочтитай там, где я остановилась".
Следующий этап - работа с вопросами. Взрослый формулирует и задаетвопросы по тексту, а ребенок на них отвечает. Вопросы необходимо формулироватьтаким образом, чтобы ребенок мог найти ответ в тексте.
Например:
Текст |
|
Вопросы |
Ель Вот старая ель. На ели сидит белка. У неё в лапках гриб. |
|
Скажи, пожалуйста, а там стояла молодая ель, зрелая? Какая была ель в нашем лесу На ели сидит какое животное? Скажи, пожалуйста, а что у белки в лапках? |
Основная цель данного упражнения - научить ребенка следить глазами за текстом слушая чтение и понимать смысл услышанного. Удовлетворив портебность мозга в понимании входящей информации, тем самым создадим условия для работы с текстом на грамматическом уровне.
Для детей по-старше, не первоклассников, можно использовать более длинные и сложные тексты. Рекомендуем выполнять это упражнение ежедневно, до тех пор, пока станет очевидным, что ребенок научился и следить за чтением глазами, и извлекать смысл (правильно отвечать на вопросы) без сбоев.