Шаг 8. Чтение коротких слов с гласными первого и второго ряда.
Методические рекомендации.
Здравствуйте уважаемые зрители, уважаемые слушатели! Мы продолжаем наше
путешествие по пути освоения техники складового чтения. Мы с вами находимся уже на 8
шаге. Это 8 шаг из 10. А это значит, мы уже многое умеем. Впереди у нас самая
праздничная феерия наших возможностей. Пока мы их набираем. Но на сегодняшний
день, на сегодняшний шаг мы уже обладаем всем многообразием тех возможностей,
которые заложены в наши умные кубики. Т.е. мы уже можем включать в нужные
структуры чтения (в слова) все без исключения виды складов: гласные первого и второго
ряда, согласные в твердой и мягкой вариации и склады-слияния твердого варианта и
мягкого.
Теперь уже все многообразие слов будет за счет наращивания в комбинациях, в
конструировании разных структур. По сложности они будут разные. Естественно, как я
говорила в прошлых шагах, мы начинаем восхождение к вершине наших возможностей,
т.е. мы идем в горку. Нагрузка потихонечку увеличивается. Но увеличиваются и наши
возможности. Мы сейчас уже вооружены, закалены тренингами на предыдущих шагах.
Потому мы смело уже сейчас оперируем в тех структурах, которые нами изучены и
твердыми складами, и мягкими.
Сегодня тот шаг, когда эти вариации в первый раз соединятся в известных нам
контракциях слов. Т.е. мы с помощью кубиков будем конструировать (а кубики для того
чтобы конструировать, т.е. составлять конструкции) слова с элементарной структурой –
поездочка и кнопочка. Но если раньше у нас туда не были включены склады мягкой
вариации, сейчас мы уе намерено и смело то делаем. Мягкий склад и кнопочка в твердой
вариации и мягкий склад и кнопочка в мягкой вариации.
В качестве примера покажу вам очень школьное слово «ммееееееел» - мягкая поездочка,
открытый склад-слияние и склад – отдельно стоящая согласная в твердой вариации:
«ммееееееел». Мы уже научимся это делать без паузы, без излишней паузации. Сразу е
выполняя трудную работу, а потом в конце дополняя ее уе достаточно знакомой легкой. А
если мы дополним тоже самое слово, но мягкой вариаией, получится другой смысл:
«ммееееель – мы с тобой сели на мель». Опять таки не забываем о работе расширения
акутального словаря ребенка. Очень много новых смыслов в вашей работе появится. То,
что в простом просторечном варианте речи ребенок не встречает. Здесь он будет видеть
это на кубиках. Т.е. это уже более осложненный вариант слова.
В качестве еще примера мы можем взять совсем нежелательное школьное явление
«ллееееень». Подкрепляем зрительные образы правильной гиперпроявленной
артикуляцией и обязательно подкрепляем нужными моторными действиями. Мы не
забываем, что слова сконструированные, выложенные и записанные кубиками мы уже по
традиции дублируем печатными словами. Напоминаю вам, про о что у нас существует
лото. Наращивание сейчас словесных конструкций и возможности читать слова иногда
может вводить нас в искушение (нас - я имею ввиду родителей) переходить на чтение слов
только с печатного носителя. Я хочу вас остановить, насторожить и может даже остеречь
от этого неосмотрительного шага. Кубики правильным образом зримо структурируют то
слово, которое ребенку сначала в отрыве от смысла нужно вычитать. Смысл может
появляться при втором и даже третьем почтении, если то слово редко встречается.
Резюмирую, уважаемые родители, не поддавайтесь соблазну и не переходите на чтение в
основном только печатных текстов, печатных слов. Останьтесь пока в пространстве тех
списков и тех наборов, которые мы будем комплектовать с вами по структурам. Т.е. в
размерах нашего лото, в пространстве нашего лото. Пока не торопите ребенка переходить
в книги, буквари и азбуки. Про это мы с вами говорили, однозначного пособия для нашего
пути, для нашей пошаговой траектории, пока нет. Может быть мы вместе с вами его еще
напишем.
В качестве результата данного шага, на 8 шаге, что ребенок должен делать? Ребенок без
лишних пауз, плавно должен читать слова со структурой склад-слияние и отдельно
стоящей согласной в твёрдой или мягкой вариации: лень, день, бить, медь, гель, лён и т.д.
Эта структура уже хорошо известна, будет некоторое понятное нам напряжение от того,
что начинается работа по включению в эту структуру мягких сочетаний. Мягкие
сочетания, конечно, будут осложнения создавать, но оно должно стать посильным,
преодолимым. Чего я вам и желаю.
Встретимся на следующем шаге нашего победоносного марша.