Шаг 6. Изучение гласных второго ряда Я,Ё,Ю,И,Е.
Методические рекомендации.
Изучение глассных второго ряда.
Пришло время достать из коробки кубики с гласными 2-го ряда. Во всей педагогической, методической, логопедической литературе вы найдете именно такое обозначение этих гласных – гласные 2-го ряда. Эти гласные располагаются на двух одинаковых кубиках меньшего размера. Это гласные Я, Ё, Ю, И, Е,
Как и с базовыми согласными необходимо запомнить графический образ букв. Для этой цели мы используем те же упражнения и те же принципы, что и при изучении графических образов всех остаьных - уже изученных букв.
Чтобы вам не возвращаться в предыдущие уроки, не лдистатьи не исакть - повторим все ранее сказанное здесь.
Итак, несколько возможных упражнений и вариантов игр (названия условны, вы можете придумывать и свои собственные игры и их названия).
1. Прописи печатных букв. В качестве прописей печатных букв можно использовать любое доступное пособие. Желательно, чтобы в пособии были не только сами печатные буквы, но и их элементы, а также алгоритм - т.е. очередность и направление их начертания. Хорошо, если есть печатные буквы в различных шрифторых исполнениях, чтобы ребенок понимал, что с одной стороны, одна и та же буква может иметь немного разный вид, но с другой стороны у нее всегда есть обязательные элементы.
Пропись для печатных букв также можно изготовить самостоятельно, с помощью простого текстового редактора задав разный размер, разный шрифт, бледный цвет для тех букв, которые надо будет обводить. В этом случае нужно будет очередность начертания элементов буквы помечать номерами, а направление движения руки при начертании – стрелочкой. Пример такого самостоятельно изготовленного листа вы найдете в приложенном файле.
2. Игра «По дороге». Глазами изучать графический образ той буквы можно не только сидя за столом. Изучаемые буквы можно искать в надписях, пока едете в маршруте, выбираете продукты в магазине, рассматривая вывески в учреждении. Тут важно соблюдать правило: мы не стимулируем ребенка прочитать слово, даже если и порывается это сделать, мы говорим: «Найди букву А», или «Какая буква есть вот на этой вывеске – мы ее вчера с тобой изучали».
3. Игры «Разнобуквие» . Буквы можно лепить из пластилина, глины или теста. Буквы можно складывать из зубочисток, счетных палочек, спагетти. Буквы можно чертить на песке, снеге. Буквы можно рисовать на спине друг друга и угадывать. Не говоря уже о том, что буквы можно просто рисовать карандашами, фломастерами, красками или вырезать из бумаги. Тут важно следующее правило: чтобы мы не делали, из какого бы материала мы не создавали букву - порядок начертания элементов буквы не нарушаем.
4. Игра «Шифровка» или «Угадайка» или «Вспоминайка». Вы рассказываете словами ребенку, как выглядит буква, как ее будете писать, соблюдая очередность и направление начертания ее элементов. Например: «Эта буква состоит из трех частей. Сначала рисую (пишу) правую ногу, потом левую. Ноги у этой буквы широко расставлены. А посередине, между ногами – перекладина!» Потом просите ребенка рассказать, как он напишет (нарисует) какую-нибудь букву, а вы угадываете. Мысленно выполнять движения «как будто пишу», или «как будто рисую» очень полезно, тренируют навык ничуть не меньше, нежели само движение.
5. Игра «Фантазия». Придумывайте метафоры, сравнивайте, олицетворяйте! Сочиняйте истории и сказки «Из жизни букв».
Так же, как и с отсальными буквами, осваиваем правильную артикуляцию гласных второго ряда.
В процессе изучения того, как буквы призносятся, можно вместе с реьбенком сделать интересное открытие - одна и та же артикуляция будут совпадать у гласных первого и второго ряда: Я-А, Ё-О, Ю-У, И-Ы, Е-Э . Можно поизучать, что общего в артикуляции, что отличает произношение базховых гласных от призношения гласных второго ряда.
Для работы с артикуляцие гласных второго ряда можно сделать отдельное артикуляционное пособие, а можно воспользховаться и тем, что уже сделано.
Цель этого шага - очень чёткое восприятие всех необходимых знаков и их воспроизведение. И при этом скорость восприятия, обработки и воспроизведения была бы такой, чтобы ребёнок мог грамотно, на одном дыхании воспроизвести ряд гласных 2-го ряда на одном выдохе.
Не забывайте про ту часть работы, которая нами уже выполнена, то есть продолжайте наряду с освоением нового повторять то, что мы уже прошли, и работать в рамках того, что мы уже успели воспринять и натренировать на предыдущих занятиях: читаем слова со структурой «поездочка с кнопочкой» и «две поездочки» (два склада слияния).
Задание
Итоговое задание шага «Изучение базовых гласных».
4 набора карточек с базовыми гласными: Я, Ё, Ю, И, Е (всего 20 гласных) перемешайте и случайном порядке выложите из них на полу «дорожку». Карточки разложите группами по 5 штук, с небольшим смешением в сторону или вперед. В месте разрыва ребенок делает вдох, 5 букв проходит не останавливаясь, на одном дыхании громко и четко озвучивая гласную, рядом с которой ставит ногу.