Шаг 5. Чтение слов из 2-х складов-слияний с "базовыми" гласными.
Методические рекомендации.
Здравствуйте, уважаемые слушатели, уважаемые зрители! Мы с вами продолжаем
уверенным шагом маршировать в сторону освоения складового чтения и сейчас мы на
шагах продуктивного чтения. То есть мы уже начали с вами читать слова. На прошлом
шаге, на четвертом, мы уже освоили самую элементарную структуру открытый склад-
слияние и склад-согласное твердое или мягкое. Мы уже имеем с вами коллекцию слов с
этой структурой, хорошо понимаем их смысл. Если плохо понимали и не знали, что такое
«мох» - мы изучили что это такое, обогатили свой словарь. Потихонечку. Любое чтение
слов завязано на смысловом чтении. Не зря говорят, что любые упражнения в складовом
чтении сфокусированы на технике вычитывания, а вычитывание слов – это уже выход в
смысловое чтение, очень дозированный, аккуратненький, но все-таки смысловая часть у
ребенка заработала. Он уже рождает определенный образ, подбирает в нашем лото
(упражнение, которое вы уже тоже хорошо освоили, понимаете его смысл) нужное
изображение к печатному слову или слову, изображенному кубиками. Мы уже даже
научились слова записывать кубиками. Именно запись кубиками – вы уже умеете и
знаете.
На шаге 5 мы с вами обсудим в чем наша основная задача, какие технические приемы,
какой технологический смысл и каков результат пятого шага. Шаг этот у нас посвящен
выходу в новую структуру. Она будет сложнее. Именно по пути усложнения маршировать
начнем в горку поднимаясь. Т.е. не просто по прямой, а уже с некоторой нагрузочкой
работать. Эта структура слова – два склада-слияния. Пока мы используем из всей нашей
коробки для складовых слиятельных действий только твердые слияния. Т.е. выход
согласного в твердой вариации в базовую гласную. Вы уже хорошо манипулируете с
этими кубиками, научились достаточно резво вместе с ребенком находить нужную
поездочку, нужный склад.
Два склада-слияния, т.е. две поездочки у нас будет в слове. Что это значит? В качестве
примера могу показать. Итак, «ПААА-РААА», «ДЫЫЫ-РААА», «НООО-РААА».
Облегченный вариант того упражнения, которое вы уже воспринимаете с прошлого шага.
Запись и структурирование слова кубиками. Т.е. у нас все слова написаны кубиками.
Ребенку легко. Он воспринимает кубик в качестве игры, поэтому мы с вами уже знакомые
башенки выстраиваем и на лифтике можем ездить. Это еще одно упражнение, которое мы
с вами освоим. Освоим мы именно, потому что у нас появляется новая структура. В чем ее
сложность?
Если раньше согласный у нас просто замыкал структуру поездочки предыдущего склада,
то здесь его нужно выводить еще в самостоятельную поездку. Т.е. мы с вами обыгрывать
этот вариант в специальном упражнении, где одна поездочка переходит в другую. Мы
пересаживаемся на другой кораблик, вы его уже знаете, знаете механизм слияния.
Пересаживаемся и едем к другому берегу. Поэтому усложнение нас пугать не будет.
Мы будем выполнять упражнение. У нас будет такая же коллекция (для лото сделана)
списков слов в печатном варианте. Опять таки технологический ракурс – работа с чтением
слова в нужной структуре на кубиках. Чтение тех же самых слов, в той же самой
структуре в печатном слове. Подбор нужного смыслового значения в виде картинки. Т.е.
упражнение с лото. Оно уже давно присутствует в нашей жизни, в нашем учебном пути.
Поэтому вы уже научились и собирать сами лото, комплектовать с нужным материалом,
вы знаете нужные методические пособия, которые вы используете, для того чтобы
укомплектовать нужные списки нужными изображениями и наоборот.
В качестве результата к этому шагу что умеет ребенок? Ребенок уверенно, без лишних
пауз, без лишних задержек речевого дыхания вычитывает вам все слова, с пониманием и
подбором адекватного упражнения. Т.е. вы проконтролировали и технику чтения (пока о
скорости мы не говорим) и осмысленность прочитанной конструкции. Вы в это время
можете заниматься своими делами, а ребенок в удобном спокойном формате спокойно
соберет к каждому печатному слову нужную картинку и пригласит вас только
порадоваться готовой работе. Вы будете в это время четко понимать, сто ребенок сделал
все осознано, иначе нужной пары сложить у него не получится.
Это второй вид структуры слова, который является тоже своеобразной базой для чтения,
для начала вхождения в чтение. Это короткие слова «маг», «сок», «рок» и слова
двускладовые с открытыми выходами в гласную букву «мама», «рама», «мыло» - наши
любимые вещи, которые знает каждый, кто прошел этот путь. Помогайте вашему ребенку
не сдаваться, наоборот впечатляться и набираться новыми впечатлениями и радостью от
этих побед.
Всего хорошего!