Шаг 4. Чтение слов с "базовыми" гласными.
Методические рекомендации.
Чтение слов с «базовыми» гласными.
Здравствуйте, уважаемые слушатели, здравствуйте уважаемые зрители. Мы с вами
продолжаем шагать по пути усвоения складовой системы чтения. Мы уже прошагали
первые три шага, которые создали нам необходимую основу, для того чтобы мы уже все-
таки вышли в чтение слов. Что на сегодняшний день мы уже имеем и что уже уверенно с
детьми делаем? Мы знаем, что такое склад - отдельно стоящая гласная, мы знаем, что
такое склад - отдельно стоящая согласная твердая и мягкая. Мы уже умеем и уверено
воспроизводим необходимые качественные действия со складом третьего вида – это склад
слияния, именуемый нами в просторечии поездочка: лодочка, кнопочка, двойная
кнопочка, поездочка. Мы знаем еще, что кнопочка бывает не только с мягким, но и
твердым знаком, но все равно жестикулируется она как двойная кнопочка. Все это вы уже
освоили, вы уже друг друга поддержали, эмоционально выстроили все необходимые
стимулы для достижений. Теперь ребенок может наградить себя и вас чтением первых
слов.
И начинаем мы с самой элементарной структуры слова. Это открытый слог-
слияние (т.е. поездочка) и кнопочка, либо твердая, либо мягкая. Ибо и одну, и другую мы
кнопочки уже освоили. Две эти вариации нам знакомы. Поездочка и кнопочка. Такова
структура первых слов, которые с радостью ребенок вычитает ля себя и порадует, в
качестве плода своего достижения, и вас.
О каких словах в качестве примеров идет речь? На кубиках мы можем сделать
«лаааааа-к», «мааааа-к», «раааааа-к» и т.д. Кнопочка, естественно, будет вариативно в
наших упражнениях меняться. Мы с вами освоим эти упражнения в правильном
выстраивании кубиков в нужном алгоритме в нужную структуру слова. Научимся наши
навыки дирижирования переносить на подстрочный вариант моторных действий. Это и
будет одно из важных упражнений в этом шаге: выстраивание слов в нужную
элементарную структуру слова. Пользуемся мы пока поездочками и кнопочками.
Поездочками в вариации твердой, потому что у нас еще впереди освоение мягкой
вариации поездочки, мягкого склада слияния. А вот для кнопочек мы можем уже
совершенно четко и ответственно использовать мягкие вариации. Например «соооо-ль»,
«мооооооо-ль» и т.д.
Ребенок уже умеет совершать необходимые действия по восприятию,
воспроизведению и сочетать комплексом дирижерских движений, т.е. моторного
подкрепления. Работа с кубиками это первый и очень важный, и в данном случае,
закрепленный на первой позиции вид упражнения.
Вторым видом упражнения мы начинаем тренировать функцию вычитывания слов
с подобной простейшей структурой: открытый склад-слияние и закрытая отдельно
стоящая согласная, твердая или мягкая в виде печатном. У нас будет с вами работа по
лото. Вариант начертания слов будет накладываться на наше умение, полученное в
первом упражнении. Ребенок начнет распознавать печатное слово в тех же самых
графических символах, осуществлять вычитывание по графическим изображениям на
листе. Научится, как следует понимая смысл слова, находить соответствующую картинку.
Сначала мы ему ситуацию понимания не будем осложнять, а впоследствии мы разрежем
на пары и сделаем лото, чтобы ребенок, самостоятельно вычитывая печатное слово, а не
только структурированное кубиками, находил нужное смысловое значение этого слова у
себя в сознании и находил соответствующую картинку.
Значит, первый вид упражнения – работа по структуризации слова кубиками.
Ребенок в результате курса научится очень успешно вычитывать подобные слова с такой
структурой. Он научится во втором виде упражнений по печатным вариантам читать
слова, перестанет смущаться и бояться, переступит на лист от кубиков. Плюс в третьем
варианте упражнения он самостоятельно будет тренироваться (осуществлять тренинг)
подобного вычитывания с помощью специально скомплектованного нами лото.
Нам доступны все согласные, нам доступны пять основных базовых гласных.
Поэтому мы для слияний пока используем только крупные кубики. Мягкие, двойная
кнопочка с мягким вариантом согласной буквы мы используем только для завершения
структуры слова в кнопочку.
Радость первого обретения чтения слов на этом шаге будет вам доступна. Ребенок
будет результате устойчиво, без запинок, без лишних пауз (что называется у специалистов
«лишней паузацией») будет воспроизводить чтение этих коротких слов. Может быть на
первом этапе только продлевая гласные, чтобы успеть созреть для того, чтобы нажать
кнопочку. Потом это все будет сокращаться. Будет возникать такая смарт версия. Мы се
вместе этому порадуемся и будем планировать свои шаги в сторону усложнения
структуры доступных нам слов.
Всего хорошего, на это обзорное введение нашему 4 шагу будем считать
состоявшимся.