Шаг 3. Упражнение "Твердые башенки".
Методические рекомендации.
Шаг 3. Упражнение «Твердые башенки»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас уже уютно устроился ребенок на
своем месте, привычном для нашего занятия. Он сидит примерно посередине стола, и все
что происходит на столе в полном свободном распределении для него стоит. Ребенок уже
знает гласные, согласные, он к этому времени (того упражнения с башенками, которое я
сегодня вам хочу показать и вас познакомить), уже хорошо умеет читать склад. Он уже
все понимает и с помощью наших капитанчиков и поездочек все уже делает.
Перед вами пока кубики для того, чтобы работать складами твердыми. Сейчас они
выстроены в хаотичном порядке, это правда. Но мы с вами по некоторой инструкции к
шагу знаем, что для того, чтобы легче было осваивать слияние – мы сейчас выберем
только те согласные, которые моделируются на ходу. «РРР» - можем немного подержать,
«МММ» - можем немного подержать, а вот «Д-Д-Д» взрывную подержать не получится –
оставим ее пока в запасе. «Б» тоже взрывная, а вот «ССС» очень даже нам пригодиться. И
вот вместе с ребенком, еще раз припоминая всех капитанчиков, можем работу эту
выполнить. «ЛЛЛ» - подержать можем, «РРР» у нас уже была, пускай идет в запас.
«ННН» - очень даже тянется. «Б» у нас уже оказалась взрывная и «Г». Вот принципы той
сортировки, которую вы сейчас видите, по возможности хотя бы чуть-чуть на ходу
условно сказать «потянуть согласную букву, согласный звук».
Посмотрите, пожалуйста, комментируя сейчас принципы сортировки нужных нам
кубиков, я на ваших глазах построила три башенки. Пока они к нашему ребенку
обращены самими капитанчиками. В хлопушки с метрономом мы уже хорошо играть
умеем, и если мы попросим ребенка сделать и выполнить это задание с метрономом – он
здесь их так же сделает, все вам озвучит: потому что это уже определённый пройденный
этап. Говорим и оговариваем, что наши башенки – это просто многоэтажки, и мы
попадаем на любой более высокий этаж, когда проходим нижний. Т. е. прохождение
башенок – это подъем вверх с нижней части и потом спуск. Можем даже сказать, что у нас
здесь есть некоторый лифт (это некоторые метафоры, которые можно использовать).
Башенки выше, чем три этажа, для нас сейчас не актуальны, не старайтесь. Т.е. длиннее
пока для обучения чтению слов в 3 открытых слияния у нас не будет. Поэтому будем пока
ставить для себя посильные задачи.
О чем мы здесь договариваемся с ребенком? Как только мы узнали всех наших
капитанчиков (мы уже вместе с ребенком изучили, что они немного могут тянуться), мы
сразу договариваемся, что у нас все капитанчики поедут к берегу А — это так называемые
моно-башенки, к одному и тому же берегу, меняется только капитанчик. Послушайте
теперь алгоритм работы ребенком. Прежде чем он назовет вам четкое слияние – поделайте
сначала дифференцирующею работу. Пускай ребенок вам расскажет: «Капитанчик Р едет
к берегу А «РРРААА», поднимаемся вверх – «капитанчик М» (обязательно только
звуками, мы уже к этому привыкли) «едет к берегу А
» -
он все рассказал,
предварительную работу сделал – «МММААА». «Капитанчик С едет к берегу А –
СССААА». А вот вниз – уже без предварительной работы. «ССАА» - пальцем совершаем
имитацию действий по написанию поездки, т.е. графического знака. «ММАА» - «РРАА».
Переходим спокойной ко второй – я еще раз спокойно повторю алгоритм действий.
«Капитанчик Н едет к берегу А – (совершаем) ННАА». «Капитанчик В едет к берегу А –
ВВАА». Пускай ребенок учится делать эти действия пальцем.
Указательный пальчик для
того у нас и называется указательным, он для этого предназначен – чтобы все показывать.
Но при этом не дотрагиваться научится до кубиков, чтобы не рухнула башня. Вниз
спускаемся без предварительного комментария: «ВВАА» - «ННАА» - «ЛЛАА».
Сначала учимся на элементарных вещах в моно-башенках. Ребенка просим
перестроить все башенки к берегу О. И у нас есть маневр еще на три гласные буквы –
базовые а,о,у,ы,э. Итак опять комментировано называем – поднимаемся. Более сложный
вариант работы с этими башенками, когда мы делаем микс по берегам, т.е. мы говорим,
что пускай н первом этаже все капитанчики едут к берегу О, на втором этаже (чтобы эту
комбинацию отрабатывает на второй и находит поддержку на третьей. Это называется
микс-башенки, где меняются (полный микс) и капитанчики и берега. Единственное, что
это все твердые поездки.
Мы отрабатываем в том же комплекте комментариев. «Капитанчик Р едет к берегу
О – РРОО, капитанчик М едет к берегу У – ММУУ (совершая пальцем те же движения),
капитанчик С едет к берегу Ы – ССЫЫ». Спускаемся без предварительного разбора:
«ССЫЫ, ММУУ, РРОО» . Важно еще ребенка попросить «убрать робота Васю», чтобы не
получилось «ро, му, сы» - нам так не надо. Чтобы четко мы слышали и поездку
капитанчика, и берег прибытия. Не «ло, ну, мы» - это пока не соответствует нашей задаче,
нам надо слитное чтение, потом чтобы мы соединяли – «вооо-лооо-сыыы» моно-башенка,
или «рааа-дууу-гааа», нам не надо «ра.ду.га» - т.е. произношение мы сразу же устраняем
на этапе этого упражнения.
Еще раз вас ограничиваю высотой в три этажа. Больше пока не надо, это вполне
посильная задача, но это должно быть сделано правильно.
Теперь более-менее слитная вариация, где у нас улица. Теперь мы говорим
ребенку, что эти башенки у нас на одной улице. Вводим понятия хлопка, т.е. промежутка
между башнями. Капитанчик Р едет к берегу О – РРОО, капитанчик М едет к берегу У –
ММУУ, капитанчик С едет к берегу Ы – ССЫЫ. ССЫЫ, ММУУ, РРОО». Завершили
работу. Спокойно переходим дальше, важно чтобы момент завершения работы
принадлежал башенке. Потому что в будущем ребенок четко воспримет, что знак
пунктуации не разделяет два объекта, а он всегда приписан к предложению или к
словосочетанию, которые уже написаны. Это очень важно – сразу совершаем действие
отделения. Повторяем всю операцию, в конце второй башенки, после спуска ставим
раздел и третьей ставим раздел – нашими хлопками. Именно так мы вами работали и
когда жали кнопки в рядах, т.е. автоматизировали знание согласных букв.
Теперь на тех же самых башенках (моно и микс вариантов) можно проводить
автоматизацию действий слияния. Мы уже с вами знаем, что автоматизация – это работа в
свободном уравновешенном режиме без перегрузок, только тогда мы можем считать
процесс (какую-то работу) освоенным. Он не должен быть непреодолимо трудным.
Чтобы получить нужную реакцию между «вижу» и «произношу», т.е. выкладываю
на язычок от работы этой дуги – опять начинаем автоматизацию с моно-башенки, но
договариваемся с ребенком, что теперь мы на этом этапе отменяем предварительную
работу – комментарии, сразу же будем делать поездку. И что самое важное – ехать на
одном дыхании. Т.е. лифт, который у нас идет по этой башне – он у нас не
останавливается.
Как это выглядит? «Мы с тобой на лифте поедем на самый верх и спустимся вниз».
Предварительно можно обговорить «ты же видишь, что сейчас у нас все капитанчики едут
к берегу О» — это не очень сложный вариант. Но усложни его именно тем, что будем
брать дыхание общее. Выдохнуть можно будет только в конечном пункте прибытия.
Вдохнули - «рроо-ммоо-ссоо» - выдохнули лишний воздух. Не давиться, спокойно
выпускать изо рта необходимые дозы. А теперь вниз. Взяли дыхание – «ссоо-ммоо-рроо» -
прибыли, если воздух остался – выдохнули. Научите ребенка достаточно четко, чтобы он
не считал что эта задача супер трудная, обнадежите его, что все получится. *хлопок*
«ллуу-ннуу-ввуу» - спокойно выпустили лишний воздух. Вяли вдох – «ввуу-ннуу-ллуу» -
выпустили. Обязательно работаем пальцем! Ничего без пальца мы не делаем. Закончили
работу с этой башенкой, переходим к последней.
А это уже вариация микс-башенки. Конечно, ребенку нужна скорость реакции
здесь, чтобы работать. Но я вас уверяю, что ребенок через какое-то время, даже если он
выдохнет, чтобы взять очередной всхлип, вы ему поможете, опять вернете его на
исходную, и через какое-то количество проб он наверняка придет в нужный конечный
пункт. Обратите его внимание, что теперь нужно не только пересаживаться на лодочку с
другим капитанчиком, но еще очень внимательно смотреть на тот берег, к которому мы
приходим. Вздох – «ххоо-ффуу-ззыы» - выпустили лишний, взяли - «ззыы-ффуу-ххоо» -
выпустили. Закончили.
Вот это алгоритм работы, чтобы прижилась у нас система звукослияния в нужном
формате. Мы обязательно поддерживаем жестами, и уже здесь по месту, на каждом
кубике, имитируем грамматическую разметку. Т.е. сохраняем ту схему работы, о которой
мы договорились сразу, начиная шаг. Обязательно следите за правильной артикуляцией,
если это «О», то это красивый выход на берег «О», если это «У», то это четкие губы
трубочкой. Пока никакой смазанной артикуляции, да и вообще допускать смазанную
артикуляцию мы не должны.
Пожалуйста, вариация работы с твердыми кубиками вам уже сейчас стала
известной и понятной. Абсолютно такую же вариацию работы с моно-башенками и микс-
башенками и моно- и микс-башенками на одном речевом дыхании мы проделаем в
упражнении с мягкими кубиками. Все тоже самое, только на столе перед нашим ребенком
будет набор кубиков мягких, с йотированными гласными. Но это будет в другом шаге,
после того как мы йотированные гласные выучим, будем устойчиво их узнавать. Тогда мы
повторим весь тот же сценарий упражнения.
Всего хорошего, до свидания.