Шаг 3. Упражнение "Плывем к твердым берегам".
Методические рекомендации.
Сегодняшнее упражнение посвящено освоению склада-слияния.
Одно из базовых умений на данном этапе - это слияние согласного и гласного. То есть, переход артикуляции согласного в артикуляцию гласного. Необходимо стремиться, чтобы переход этот был максимально плавным.
Формировать данное умение можно в форме игры.
На столе - гласные первого ряда - «А», «О», «У», «Ы», «Э». Нам помогают артикуляционные пособия, но если вы чувствуете, что ребенку уже не нужно на них подглядывать, чтобы правильно произнести гласную, то можно убрать их со стола и оставить только буквы. Любая опора может быть убрана в то время, когда она уже становится излишней. Важно не упустить этот момент. Можно какие-то оставить, а те, с которым ребенок справляется и без подсказки - убрать. Смотрите, наблюдайте за ситуацией.
Для игры можно сделать бумажный кораблик., или использовать игрушку. В нашей игре кораблик - это то техническое средство, которое метафорически олицетворяет собою плавность движения. Ребенку говорим, "что перед нами здесь и сейчас – вода, море. Мы сидим на одном берегу, а на другом берегу у нас везде стоят домики. В каждом домике у нас живет своя гласная буковка и это не просто домики, а разные берега. У нас есть великолепный кораблик и он может сделать очень много интересного, полезного и приятного, чтобы наши животные порадовались."
Любая игра освежает восприятие ребенка. В игре будет несколько этапов.
1. Сначала мы можем с ребенком поплавать друг к другу с нашим корабликом, потом очень естественным образом начнем дополнять и озвучивать эту игру.
2. Мы говорим, что "пока кораблик по волнам плывет сам по себе - это конечно все интересно, но для нас важно, чтобы у нашего корабля был капитан". Заранее у вас уже есть написанные согласные буквы. И мы предлагаем ребенку назначить капитанчика. «Вот сегодня я хочу, чтобы у меня был капитанчиком С». Сажаем мы нашего капитанчика удобно на корабль, и просим ребенка уже не в тишине плыть, а произносить имя того капитана, который руководит корабликом. И опять плаваем друг к другу - делаем вдох и произносим длинную согласную.
3. Плывем к животному и везем подарок. Выбираем какой-нибудь мелкий подарочек, бросаем кубик, чтобы выбрать к кому плывет кораблик. Очень важно договориться - как мы поплывем. Обязательно проговариваем: капитанчик «С» едет к берегу «О». Это предварительный анализ. Пока корабль плывет, капитанчик называет себя, как только он подплывает к бережочку - приветствует тот берег, к которому он причаливает: перестраивает артикуляция в «О».
Все это делаете вы сами сначала очень медленно, призываете ребенка очень внимательно смотреть на вашу артикуляцию, двигаете кораблик и произносите: «СССССССОООООО».
4. Ребенок бросает кубик и уже "плывет" сам.
5. После того, как совершены поездочки ко всем берегам - можно менять капитанчика. Повторяем с разными капитанчикам до тех пор (на это может понадобиться несколько занятий, может даже несколько недель занятий) пока ребенок не поймет универсальный характер этого действия. Зная хорошо все согласные (всех капитанчиков), он без особых затруднений сможет плавать с ними ко всем берегам.
6. "Плаваем" быстрее. Мы пририсовываем небольшой моторчик (или ставим парус...) и говорим, что лодка теперь у нас может двигаться быстро, с моторчиком. Заводим его и совершаем плавание - перестроение одной артикуляции \и в другую быстрее. – «ЛЛАА», «ЛЛУУ». Если это вызывает у ребенка затруднения - можно чередовать долгий и быстрые поездки. "Капитанчик «Л» едет к берегу «А». Проговорили, поехали медленно «ЛЛЛЛЛЛААААА» А теперь с моторчиком - «ЛЛАА»
Ежедневно нужно брать разных капитанчиков, но при этом брать и тех, с которыми вы уже катались. Придумайте, что будете возить - подарки, игрушки. Может - детали Лего и потом на том берегу что-нибудь строить. Старайтесь ездить почаще на те берега, артикуляция которых и синтез которых дается тяжелее ребенку, то есть тренируйте побольше слабые места.
Очевидно, что можно придумывать разные игры. Важно, чтобы счет игры давал возможность плавного перестроения одной артикуляции в другую.