Шаг 2. Упражнение "Хлопаем согласные".
Методические рекомендации.
Шаг 2. Упражнение «Хлопаем согласные»
Цель данного упражнения – автоматизация согласных букв, т.е., быстрое узнавание их графического образа и озвучивание.
Рабочее место должно быть организовано следующим образом: на столе в длинный ряд во всю ширину стола выставлены кубики с согласными в твердой вариации. Порядок того, как они стоят не принципиален, более того, каждый день для разнообразия и тренировки их можно (и нужно!) расставлять по-разному. Все согласные буквы обращены к ребенка, который сидит за столом посередине, так, чтобы он мог видеть и начало ряда согласных, и конец. Обязательно напоминаем, что начало ряда у нас слева.
Для упражнения нужен будет метроном - можно воспользоваться программой на смартфоне.
Знакомим ребенка с метроном, даем его послушать, рассказываем, что это за прибор и для чего он используется. Во время выполнения упражнения метроном лежит вне поля его зрения, ребенок не следит за движением стрелки, он должен ориентироваться только на звук.
Приступать к автоматизации всех согласных можно тогда, когда все они уже изучены.Ребенок уже знает - как называть твердые и как – мягкие согласные и он уже умеет «нажимать кнопочку» указательным пальцем правой руки и "двойную кнопочку" указательным и средним пальцем.
Запускаем метроном в темпе 40 ударов в минуту и тренируемся - хлопаем в момент удара метронома.
Как только ребенок научился уверенно попадать в ритм, усложняем задачу. Начинаем чередовать: один удар метронома - хлопок, второй удар метронома нажимаем «кнопочку» у буквы.
Сначала ребенок делает это молча, чтобы отработать необходимые движения. Ребенку может быть это непросто, поэтому поддерживаем, подбадриваем, можно вначале делать вместе. Когда появляется уверенность в движениях, ребенок попадает в ритм, не сбивается - еще усложняем задачу. Нажимая «кнопочку» ребенок называет букву.
Если на каком-то этапе вы видите, что ребенку трудно – не торопите его, можно снизить темп. Очень важно, чтобы переход к следующему по сложности этапу происходит только после уверенного освоения предыдущих операций.
Вторая часть работы – это работа с согласными и в твердой, и в мягкой вариации. Вместе с ребенком выставляем пару к твердому согласному. Пару ставим наверх, поворачиваем буквой с мягким знаком.
Обсуждаем, что у мягкой согласной есть мягкий знак, что надо будет «нажимать двойную кнопочку».
Включаем метроном и отрабатываем еще более сложное задание: один удар метронома - хлопок, второй удар метронома нажимаем «кнопочку» у твердой согласной, третий удар метронома - хлопок, четвертый удар метронома нажимаем «двойную кнопочку» у мягкой согласной. Когда появляется уверенность в движениях, ребенок не путает «кнопочку» и «двойную кнопочку» - усложняем задачу и просим ребенка называть буквы.
Наша цель – 70 ударов метронома в минуту. Увеличивать темп можно только в том случае, если ребенок уверенно и спокойно, без ошибок, не сбиваясь справляется с предыдущим темпом. Шаг наращивания может быть любой – 5, 10 или 15 ударов - смотрите по возможностям ребенка, чтобы не поставить ему непреодолимо сложную задачу.
Каждый новый темп начинаем опять с самого лёгкого варианта пробовать - просто хлопаем. Затем постепенно усложняем.
Подготовьте себе памятку очередности операций:
Скорость 40.
1. Просто хлопаем в заданном темпе.
2. Чередуем - хлопаем и нажимаем «кнопочку» твердой согласной.
3. Чередуем – хлопаем и нажимаем «кнопочку» + называем букву.
4. Выставляем мягкие согласные.
5. Чередуем - один удар метронома - хлопок, второй удар метронома нажимаем «кнопочку» у твердой согласной, третий удар метронома - хлопок, четвертый удар метронома нажимаем «двойную кнопочку» у мягкой согласной.
6. Чередуем - один удар метронома - хлопок, второй удар метронома нажимаем «кнопочку» у твердой согласной+ называем букву, третий удар метронома - хлопок, четвертый удар метронома нажимаем «двойную кнопочку» у мягкой согласной + называем букву.
Меняем скорость - повторяем с п.2.
Меняем порядок расстановки букв - повторяем с п.3.
Как только ваш ребенок на скорости 70 ударов в минуту, не теряя ритма, правильно жестикулируя называет правильно весь ряд согласных - можете считать, что вы готовы к выполнению контрольного задания и к переходу к следующим упражнениям.