Шаг 1. Упражнение "Гласная дорожка".
Методические рекомендации.
Шаг 1. Упражнение «Гласная дорожка».
Цель данного упражнения – автоматизация узнавания и озвучивания базовых гласных.
Для упражнение «гласная дорожка» вам понадобятся:
Базовые гласные в виде карточек. В процессе работы над графическим образом гласных букв скорее всего у вас накопился материал, из которого можно эти карточки изготовить. Оптимальный размер карточки – квадрат со стороной 7-8 см. Если же оказалось, что все, что вы «наработали», существенно меньше или больше по размеру, вы можете воспользоваться приложенным файлом и подготовить необходимые карточки специально для этого упаржнения.
Распечатайте лсит из файла, обведите буквы вместе с ребенком, раскрасьте артикуляционных помощников, которые есть на этом же листе – они нам также пригодятся. Подготовка букв к упражнению – будет повторением того, что ребенок уже освоил.
А к нынешнему моменту благодаря регулярным занятиям он уже знает графические образы пяти базовых гласных а,о,у,ы,э, умеет написать печатные буквы, соблюдая последовательность элементов, умеет их правильно артикулировать. Умеет соотносить начертание и звучание и правильно озвучивать то, что видит.
Все это он еще раз может повторить в процессе подготовки к упражнению.
Для упражнения «Гласная дорожка» понадобится примерно 25-30 базовых гласных, по 5-6 каждой из них. Если вы воспользуетесь приложенным файлом, у вас получится порядка 15 артикляционных картинок.
Гласная дорожка – это дорожка в буквальном смысле. На полу выкладываем в случайном порядке базовые гласные. Длину дорожки ограничить могут только стены помещения. Можно ходить по кругу в одной комнате. Можно из комнаты идти на кухню и обратно. Дорожка может быть зигзагообразной или со строгими поворотами. Придумывайте каждый раз новый маршрут, новые особенности «маршрута», приготовьте в конце дорожки какой-нибудь приятный сюрприз…
Т.е. – опять играйте!
Правила движения по гласной дорожке (в городе ПДД, а у нас ПДГД):
1. Идем не спеша, небольшими шагами (моторная активность не должна отнимать силы и воздух, которые нужны на озвучивание).
2. Ставим одну ногу рядом с буквой, вторую заносим, и для того, чтобы сделать шаг, необходимо букву назвать.
3. Если букву забыл, нужна помощь - взрослый кладет рядом с буквой артикуляционную картинку (это как знаки на дороге, помогают понять, где можно парковаться и поворачивать...).
4. Передвижение можно разнообразить – например, делать по 2 шага без остановки и потом постоять на 2х ногах.
Походите по глассной дорожке столько времени, сколько ребенку необходимло, чтобы он мог безошибочно, уверенно себя чувствовать на этой "буквенной" дороге.
Результат 1 шага (а именно гласной дорожкой заканчивается 1 шаг) : ребенок без запинок на одном дыхании распознает и озвучивает ряды из разных, в случайном порядке выложенных 4-5 базовых гласных.
Итоговое задание 1 шага «Изучение базовых гласных».
4 набора карточек с базовыми гласными: А О У Ы Э (всего 20 гласных) перемешайте и случайном порядке выложите из них на полу «дорожку». Карточки разложите группами по 5 штук, с небольшим смешением в сторону или вперед. В месте разрыва ребенок делает вдох, 5 букв проходит не останавливаясь, на одном дыхании громко и четко озвучивая гласную, рядом с которой ставит ногу.
Подсказка в виде схемы: