Шаг 1. Упражнение "Артикуляция гласных".
Методические рекомендации.
Шаг 1. Упражнение «Артикуляция гласных».
Для выполнение данного упражнения необходимо изготовить (или приобрести) артикуляционное пособие. Мы рекомендуем сделать его вместе с ребенком, поскольку сам процесс изготовления будет хорошим уроком по правильному озвучиванию базовых гласных. Можно с ребенком поисследовать положение губ при произношении тех или гласных первого ряда. Пусть посмотрит в зеркало на свои губы, на положение губ родителя, когда произносит одну из базовых гласных.
Ключевым в артикуляционном пособии является узнаваемое, однозначно воспринимаемое положение рта во время произношения базовых гласных а,о,у,ы,э. Чем младше ребенок, тем интереснее и веселее ему будет заниматься с персонифицировными артикуляционными карточкам — это могут быть любимые животные, герои сказок или мультфильмов. Для детей постарше может быть достаточно изображение положения губ при произношении базовых гласных.
Рядом с артикуляционной картинкой необходимо разместить графический образ буквы, чтобы формировалась устойчивая связь между начертанием буквы и ее озвучиванием. В видеоуроке вы видели, что зверюшки, каждый из которых «произносит» свою букву, живут в домиках, на которых эти буквы нарисованы. Это один из вариантов, вы можете повторить его, можете придумать вместе с ребенком что-то свое.
Буквы — гласные — лучше обозначить красным цветом — именно этим цветом маркируются буквы в школьной программе. Однако как то акцентировать внимание ребенка на этом не надо, и если он захочет сделать буквы другого цвета, или разных цветов — не настаивайте на красном. Буквы должны быть заглавные, а не строчные — поскольку именно заглавные буквы у нас на кубиках.
Можете воспользоваться для создания артикуляционных пособий эскизами в прикрепленном к уроку файле.
После того, как готовы артикуляционные картинки и изображения букв — разложите их или расставьте по краю стола, дальнему от ребенка в следующем том порядке: а, о, у, ы, э. Пусть это будет закрепленный порядок рассматривания ряда базовых гласных. Приучаем взор ребенка двигаться слева направо. То, что нам кажется понятным и само собой разумеющимся, для ребенка, не умеющего читать, не является таковым, поэтому каждый раз напоминаем, что надо вести взгляд слева направо.
После того, как все подготовлено — можно учиться, а точнее — играть!
Буквы по очереди (и звери) могут петь (голосить — они ведь гласные). Петь можно по-разному — непрерывно, подпрыгивая, выводить мелодию одной гласной.
Одной гласной можно говорить — интонируя задавать вопросы и отвечать.
При помощи кубика с гласными мы можем ходить в гости к букве, они могут ходить в гости друг к другу.
Буквы могут охрипнуть и «говорить» только губами, беззвучно. А ребенок угадывать, кто же сейчас с ним общается. Или родитель угадывать, за какую букву беззвучно говорит ребенок.
Вариаций для игры на совмещение графического образа и артикуляции можно придумать очень много.
Основные задача данного упражнения — добиться четкой артикуляции, соответствующей графическому образу.