Шаг 1. Упражнение "Пишем "базовые" гласные".
Методические рекомендации.
Шаг 1. Упражнение «Пишем базовые гласные».
Цель данного упражнения – изучить и запомнить графические образы 5 базовых гласных букв. Наверное, правильнее будет сказать – упражнений. А еще правильней – упражнений и игр. Потому что изучать и запоминать буквы можно с помощью разных, в том числе и игровых методов.
В видеоуроке вам детально рассказали, как работать с графическими образами букв с помощью прописей печатных букв. Данный способ работы – использование прописей печатных букв – также будет применяться и при изучении согласных букв. Когда ребенок повторяет начертания прописных букв в единообразном порядке в прописях, к процессу формирования образа буквы наряду со зрительной модальностью подключается и моторная модальность. А чем больше различных модальностей мы в процесс включаем - тем лучше усваивается информация, тем разнообразнее становятся занятия. Разнообразные занятия – значит не скучно, значит ребенок не так быстро устает благодаря переключению.
Итак, несколько возможных упражнений и вариантов игр (названия условны, вы можете придумывать и свои собственные игры и их названия).
1. Прописи печатных букв. В качестве прописей печатных букв можно использовать любое доступное пособие. Желательно, чтобы в пособии были не только сами печатные буквы, но и их элементы, а также алгоритм - т.е. очередность и направление их начертания. Хорошо, если есть печатные буквы в различных шрифторых исполнениях, чтобы ребенок понимал, что с одной стороны, одна и та же буква может иметь немного разный вид, но с другой стороны у нее всегда есть обязательные элементы.
Пропись для печатных букв также можно изготовить самостоятельно, с помощью простого текстового редактора задав разный размер, разный шрифт, бледный цвет для тех букв, которые надо будет обводить. В этом случае нужно будет очередность начертания элементов буквы помечать номерами, а направление движения руки при начертании – стрелочкой. Пример такого самостоятельно изготовленного листа вы найдете в приложенном файле.
2. Игра «По дороге». Глазами изучать графический образ той буквы можно не только сидя за столом. Изучаемые буквы можно искать в надписях, пока едете в маршруте, выбираете продукты в магазине, рассматривая вывески в учреждении. Тут важно соблюдать правило: мы не стимулируем ребенка прочитать слово, даже если и порывается это сделать, мы говорим: «Найди букву А», или «Какая буква есть вот на этой вывеске – мы ее вчера с тобой изучали».
3. Игры «Разнобуквие» . Буквы можно лепить из пластилина, глины или теста. Буквы можно складывать из зубочисток, счетных палочек, спагетти. Буквы можно чертить на песке, снеге. Буквы можно рисовать на спине друг друга и угадывать. Не говоря уже о том, что буквы можно просто рисовать карандашами, фломастерами, красками или вырезать из бумаги. Тут важно следующее правило: чтобы мы не делали, из какого бы материала мы не создавали букву - порядок начертания элементов буквы не нарушаем.
4. Игра «Шифровка» или «Угадайка» или «Вспоминайка». Вы рассказываете словами ребенку, как выглядит буква, как ее будете писать, соблюдая очередность и направление начертания ее элементов. Например: «Эта буква состоит из трех частей. Сначала рисую (пишу) правую ногу, потом левую. Ноги у этой буквы широко расставлены. А посередине, между ногами – перекладина!» Потом просите ребенка рассказать, как он напишет (нарисует) какую-нибудь букву, а вы угадываете. Мысленно выполнять движения «как будто пишу», или «как будто рисую» очень полезно, тренируют навык ничуть не меньше, нежели само движение.
5. Игра «Фантазия». Придумывайте метафоры, сравнивайте, олицетворяйте! Сочиняйте истории и сказки «Из жизни букв».